Семинар для педагогов Финляндии и России в рамках II этапа проекта «Вода, Россия, Финляндия – взгляд молодежи!»

Даты: 
13 Ноя 2009 to 14 Ноя 2009
Место проведения: санаторий «Орловский», пос. Стрельна
Участники семинара:
Всего в семинаре приняло участие 30 человек.
Финляндия: 10 человек. Координатор проекта из г. Турку Катри Оксанен. Представители культурного центра «WIMMA»: 2 педагога по керамике, 1 педагог по ткачеству. Координатор интернационального клуба, педагог-организатор досугового центра «Парк», директор молодежного клуба, 2 педагога из досугового клуба для детей и молодежи г. Турку, педагог социально-экологического центра «Валония».
ГОУ ДОД «Молодежный творческий Форум Китеж плюс»: 4 человека
Детский экологический центр: 2 представителя из молодежного актива, 2 специалиста.
Педагоги из школ города: 16 человек
Ассоциация «НОРДЕН»: Координатор проекта А.С. Крутикова
 
Задачи семинара:
  • организовать обмен педагогическим опытом среди участников семинара, представить некоторые практики.
  • организовать обсуждение педагогических подходов, способствующих повышению интереса молодежи к теме окружающая среда и дающие возможность творческой и социальной реализации молодежи в продвижении этих идей среди сверстников.
Поставленные задачи были реализованы через несколько блоков семинара:
  1. Программа на знакомство для участников (ДЭЦ). Задание №1. Участникам семинара были предложены карточки с вопросами. Необходимо было вписать имя участника, которому соответствует вопрос (например: «У вас есть домашнее животное?»). Цель: опросить как можно больше людей и вписать больше имен. Кто вписал большее количество имен, тот получил приз. Задание №2. Нарисовать себя и свое хобби. Найти себе единомышленников. Из участников создаются группы по интересам. Каждая группа ставит пантомиму-представление своего хобби.
  2. Представление участников семинара. Состоялась презентация проекта для участников, анонсы мероприятий в рамках реализации II этапа проекта «Вода, Россия, Финляндия – взгляд молодежи!». Партнеры проекта и участники представили свои организации.
  3. Представление педагогического опыта финских коллег. Занятие на природе.
    Задание №1. Сусанна Аувинен, специалист социально-экологического центра «Валония» провела экологическую программу на природе, используя свой педагогический опыт работы с детьми. Задание №1. Участники разделились на команды. Каждая команда прятала сухарики на деревьях (затем нужно было найти, то что спрятали сами). Идея - белочки всегда находят то, что прячут, хотя у белочек мозг очень маленький. Задание №2. Необходимо разыскать на деревьях ниточки под цвет коры ( их заранее спрятали волонтеры). Сусанна рассказала о том, что зимой многие животные меняют цвет. Участники представили себя хищниками в поисках добычи. Больше всего добычи оказалось у Ленского Э.В.(19 ниточек) Задание №3. Разделиться по парам: финский с российским коллегой. Один закрыл глаза, другой его вел. Останавливал возле дерева. Нужно было с закрытыми глазами потрогать кору, понюхать и отгадать породу дерева.
  4. Детский экологический центр.
    Задание №1. Проведена игра на знакомство и внимание. Чей предмет? Каждый участник предъявляет предмет и присваивает ему свое имя. Передает предмет и называет имя. Получает взамен другой предмет с другим именем и также меняет его. Задача игры – найти по имени и предмету хозяина. Задание №2. Была представлена практика работы с детьми. Участники разделились на команды. Каждая команда получила задание, нужно было из открыток построить карточный домик как можно выше. Затем выяснить с какими проблемами столкнулась команда при строительстве, сделать выводы, почему не получилось. Соотнести свой опыт и сформулировать проблему, связанную с обучением детей и молодежи в области экологического образования. Каждая команда выступила и озвучила возникшую проблему. Прозвучали высказывания: работа в команде наиболее эффективный способ работы, для того, чтобы построить домик выше нужно использовать более устойчивые строения природных атомов, кристаллов и т.д., необходимо создать алгоритм работы перед строительством, должна быть изначально сформулирована идея и др.
  5. ГОУ ДОД «Молодежный творческий Форум Китеж плюс». Представил программу «Четыре стихии». Ленский Э.В. рассказал о защитном и оборонительном оружии и символике круглого щита. Рубцова Ю.П. рассказала об архетипах, используемых для обозначения стихий воды, земли, воздуха и огня. Наглядно были представлены символы, соответствующие этим стихиям. Участники разделились на 4 команды. Задание: нарисовать на щите то, что соответствует определенной стихии (кому что досталось), представить эту стихию в пантомиме и рассказать о способах ее защиты и сохранения. Когда команды выполняли задания звучали русские народные песни в исполнении Митиной М.Е. После выступления команд состоялся хоровод «Во поле березка стояла», после чего финские коллеги спели финскую песню.
  6. Финский педагог из Детского досугового центра г. Турку представил игры для работы с детьми. Игра «Эволюция». Все участники стали «амебами». По парам проводилась игра «Камень, ножницы, бумага». Тот, кто выигрывает, становится выше на ступень эволюции. Стадии становления: амеба, заяц, горилла, человек. Игра длилась до тех пор, пока не остались одинокие «амебы», «зайцы», «гориллы» и основная часть стала «людьми». Игра по командам. Задание: написать на карточках то, без чего невозможно жить человеку. Затем из большого количества выбрать только пять, затем три. Активист из команды выступил с объяснением, почему именно эти составляющие так важны для жизни человека. Прозвучали слова: еда, общество, любовь и др.
  7. В заключение семинара участники обменялись пожеланиями по совместной работе. Подвели итоги семинара. Все участники отметили практическую направленность семинара.
 
Семинар прошел в очень хорошей рабочей атмосфере. Все участники включались в практическую деятельность. Никто не испытывал трудности общения. Представленные практики позволили больше узнать финских и российских коллег для общего понимания работы с детьми и молодежью. Финские коллеги выстраивают работу с детьми по принципу от простого к сложному. Осмысление детьми окружающей среды и собственной принадлежности к миру происходит через общение с природой и в ролевой игре. Практики российских коллег были направлены в большей степени на командный способ работы.
Выражаем благодарность всем организаторам семинара, коллегам из общества «Финляндия-Россия», Ассоциации «НОРДЕН», Детского экологического центра. Подобные семинары очень важны для обмена педагогическим опытом, общего понимания и планирования работы с молодежью. А также для проектирования дальнейших событий и мероприятий проекта «Вода. Россия, Финляндия — взгляд молодежи!», направленных на решение социально-экологических проблем и осознания общего будущего.